Несмотря на то, что все чаще водители выбирают машины с автоматической коробкой передач, многие автомобилисты до сих пор предпочитают автомобили с МКПП в силу разных причин.
В коробку механической передачи залито масло, о чем известно каждому владельцу «механики». Но мало кто знает о том, что это масло необходимо периодически менять, поскольку несвоевременная его замена может обернуться многими серьезными последствиями. Это может стать причиной сбоев в работе датчика заднего хода.
Замена масла в КП – это несложный процесс, практически одинаковый для всех автомобилей, особенно на одних платформах (например, B0). Посмотрите это наглядное видео из просторов сети:
Когда нужно менять масло
Если присмотреться к МКПП, то можно увидеть, что на ней нет специального щупа. Из этого наблюдения многие автомобилисты делают простой вывод: если некуда заливать, значит, ничего менять и не надо.
Но это в корне неправильное суждение, что подтверждают производители транспортных средств. Они утверждают, что масло, залитое в КПП на заводе, прослужит до конца гарантийного срока. Обычно это пробег в 150000 километров.
Логика у производителя простая: если водитель не будет знать о своевременной замене масла, то в скором времени, когда МКПП перестанет исправно работать, ему придется ехать в официальный сервис и менять детали там, а это несомненная прибыль.
Именно поэтому нужно знать, в какой момент необходимо произвести замену масла.
Не стоит тянуть с пробегом. Самое оптимальное время замены масла в коробке передач – когда автомобиль преодолел общее расстояние в 80000 км. Если пробег меньше, то масло еще рабочее, если больше – то скоро вовсе закончится.
Также важно обратить внимание и на условия эксплуатации автомобиля, а особенно на погодные условия. В холодных регионах нельзя ездить на заводском минеральном масле, его нужно менять на синтетическое. Но перед заменой необходимо убедиться, что уплотнения и сальники в рабочем состоянии, иначе можно сломать всю систему передач.
При этом стоит отметить, что возраст автомобиля играет здесь второстепенную роль: можно проехать или 80000 км за 5 лет, или 1500000 км за один год.
Причины неисправной работы датчика заднего хода
Когда рычаг МКПП переводится в положение «R», т.е. происходит движение назад, срабатывает шток датчика, под белым плафоном включается лампочка. Именно так работает датчик заднего хода.
Но бывают случаи (очень редко), когда датчик начинает работать не так, как ему положено: его можно включить, но выключить уже нельзя.
Происходит это по двум причинам:
- При установке некачественного парктроника, который потребляет огромное количество энергии. Он подключается к системе датчика, из-за чего начинает подгорать контактная группа. В практике это довольно распространенная причина выхода из строя датчика заднего хода.
- Загрязненное масло тоже может стать причиной износа штока датчика. Часто масло попадает в шток вместе с металлической пылью от шестеренок МКПП. Через некоторое время это приводит к окончательной поломке датчика.
Поломка датчика заднего хода (ДХЗ) – это еще один сигнал о том, что пришло время менять масло в механической коробке передач. Но не стоит оттягивать это «действо» до крайнего момента, когда детали автомобиля на износе. Лучше производить замену масло вовремя.
Ошибки замены ДЗХ
Некоторые водители, не желающие менять масло в силу разных причин (экономия, отсутствие времени, принципы), пытаются заменить старый датчик заднего хода следующими ошибочными методами:
- Выкручивают сломанный датчик и ставят новый, пока не вытекло масло. Сделать это достаточно трудно, нужно быть очень ловким, чтобы провернуть подобное. Но так как датчик вкручен именно в МКПП, вряд ли удастся избежать попадания масла на руки и одежду. Чтобы избежать вытекания масла, некоторым приходится даже наклонять машину влево.
- Другая группа водителей даже не пытается поменять старый датчик на новый: они реанимируют тот, что уже стоит. Такой план можно реализовать, но надолго такого датчика не хватит, особенно если контакты сгорели.
- Третьи едут в автосалон или к дилеру, где проделывают то же самое, но за большие деньги.
Прибегать к таким методам не стоит ни в коем случае. Без замены масла, даже если удалось поставить новый датчик, тут не обойтись. В лучшем случае прибор через некоторое время вновь перестанет работать, а в худшем – не будет работать вообще.
Поэтому целесообразно сразу заменить и датчик заднего хода, и масло в МКПП, после чего забыть про эту проблему на ближайшие несколько лет.
Сколько нужно масла
Чтобы определить, сколько нужно масла, нужно знать, какая коробка передач стоит на автомобиле. Существует огромное количество типов МКПП, определить требуемый объем масла для каждого из них можно по объему мотора.
Как правило, оптимальное количество масла, которое понадобится для замены на среднестатическом седане или кроссовере – около 3-4 литров. На страницах нашего сайта в разделе каждой модели указаны конкретные цифры для вашего автомобиля, двигателя и типа КПП.
Экономить на масле тоже не стоит, ведь чем выше его стоимость, тем качественнее продукт, но и перегибать палку тоже не надо. Для простых легковых автомобилей среднего класса подойдет синтетическое масло стоимостью 2500-3000 рублей за канистру.
Что касается датчика заднего хода, то выбор всецело за владельцем автомобиля: все ДЗХ схожи по принципу работы, разница только в качестве материала изготовления. Ценовой диапазон датчиков – примерно от 300 до 1500 рублей.
Необходимые инструменты для замены масла МКПП
После того, как были куплены необходимые компоненты для замены, стоит подготовиться к проведению замены датчика и масла. Необходимо разобраться с тем, какие нужны инструменты. Голыми руками датчик не поставить, даже если сильно постараться.
Для замены масла в МКПП и смены датчика заднего хода понадобятся:
- ключ или головка на 10 мм, чтобы снять защиту;
- квадрат для сливной пробки;
- головка, чтобы поставить датчик;
- специальный ключ для снятия колеса;
- воронка и шланг, которые понадобятся для заливки нового масла.
План замены датчика
Смена датчика заднего хода – это не очень сложный, но трудоемкий процесс, проходящий в несколько этапов. Когда есть все необходимое, можно приступать к работе.
1. Нужно снять защиту. Делать это надо очень осторожно, поскольку болты, держащие защитную пластину, очень тонкие, а прикреплены крепко. Их можно легко сломать или сорвать им головки, поэтому лучше это делать без особого фанатизма.
2. Следующий этап – снятие заливной пробки. Чтобы проще было это сделать, перед вытягиванием заливной пробки нужно забрызгать ее специальным спреем-очистителем.
3. После того как пробка была выкручена и емкость для масла открыта, необходимо сразу подставить любую банку или бутылку объемом не менее 3 литров, чтобы туда потекло старое масло.
4. Когда масло слито, закручивается сливная пробка (на которой заменяется шайба, пока сливается масло), после чего ставится защита картера.
5. Чтобы в следующий раз было проще снимать защиту можно смазать болты литолом.
6. Далее снимается колесо, чтобы получить доступ к подкрылкам, за которыми находится сам датчик. Локеры нужно отодвинуть в сторону с помощью специальной защелки, которую нетрудно найти. Теперь доступ к датчику открыт.
7. Рядом с КП есть небольшой язычок. Чтобы достать до датчика, этот язычок необходимо поддеть отверткой и потянуть на себя.
8. На старый датчик надевается ключ или головка, после чего он выкручивается, как простой болт.
9. Важно: на резьбе нового датчика заднего хода обязательно должна быть обмотка, в противном случае такой прибор лучше не приобретать.
10. На месте старого ДЗХ закручивается новый датчик, после чего защелкивается разъем, а подкрылки и колесо ставятся обратно. Это самый простой этап всей работы. Правда, необходимо все сделать как можно быстрее, чтобы не испачкаться в масле.
Способы замены масла в механической коробке передач
Пусть эта работа в разы проще, чем замена датчика, но она тоже требует особой осторожности и внимания. Специалисты и автомеханики знают 2 способа, с помощью которых можно поменять масло в КПП.
Первый вариант замены масла очень простой и достаточно быстрый. Он проходит в следующем порядке:
1. Снимается воздушный патрубок.
2. Самодельное приспособление, состоящее из шланга и воронки, опускается в заливное отверстие, найти которое не составит труда (оно рядом с разъемом под кронштейном, к которому прикреплен трос сцепления).
3. В воронку постепенно заливается все имеющееся масло. Так как это тягучая жидкость, на это действие уйдет немало времени, поэтому без терпения не обойтись.
4. После того как новое масло залито в бачок, необходимо плотно закрыть заливное отверстие.
Второй способ подразумевает, что воронки и шланга под рукой нет. В этом случае последнее, что остается – перелить все масло в какую-нибудь большую коробку, взять шприц и с его помощью очень медленно заправлять новое масло.
Хоть и данные способы покажутся кому-то легкими и простыми, статья написана для ознакомления и справочных целей. Крайне рекомендуется проходить обслуживание у официальных дилеров и в авторизованных сервисных центрах, для сохранения гарантии на автомобиль.